Становление личности и мастерства врача

Будущее бросает свою тень
задолго до того, как войти
А. Ахматова
ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Наверное, нет на земле человека, который не примерял бы свое профессиональное будущее к медицине. Медицина так же проста и так же сложна, как и сама жизнь. Ведь медицина – это синтез искусств визуальных, мануальных, вербальных, познавательных и интуитивных. А потому механизм становления личности и мастерства врача остается доселе непознанным, как и законы истины.

Традиционно считается, что такое становление начинается в медицинском вузе и заканчивается в ходе самостоятельной врачебной деятельности. Однако многие исследования говорят о том, что формирование характера молодого человека заканчивается не в старших классах школы, а значительно раньше – к 4–6 годам, то есть к моменту поступления ребенка на учебу в образовательное учреждение. Это рушит наши привычные представления, но объясняет скромный вклад школы в дело становления личности и профессионального мастерства будущего специалиста. Хороший врач, педагог, инженер, полицейский, пилот, менеджер становятся в России антиквариатом. Возможно, это происходит потому, что наша школа не учит поиску смысла жизни, умению делать выбор и отвечать за него. Школьное знание – это не любая информация, а только присвоенная, которую человек может использовать в своей жизни. «То, что мы называем сметаной, – сметаной не является, – справедливо замечает Михаил Жванецкий. Равно как то, что дается нашим детям в школе, не является подготовкой к жизни и образованием. В результате молодые люди приходят в профессию не по призванию, а попадают в нее, как под колеса поезда. Конечно, в школе ученика необходимо воспитывать, расширяя пространство души, а не информировать. Но все упирается в одну существенную деталь – формирование личности учащегося должно осуществляться личностью учителя. А как это сделать, если среди вторых таких личностей меньше, чем учителей. Не лучше обстоит дело и с подготовкой специалистов в медицинских вузах страны, которая уже давно нуждается в «переливании крови». Так, в учебных планах медвузов присутствует значительное число учебных дисциплин, имеющих весьма отдаленное отношение к труду врача. И одновременно отсутствуют практичные (не умозрительные) учебные курсы по профессионально-личностной подготовке студентов к будущей врачебной деятельности, формирующие у них не представления, а навыки уважительного отношения к пациенту, эффективного взаимодействия с различными категориями больных и их родственниками; просветительской и наставнической работы с пациентами, а также милосердия и терпеливой любви. Но чем проще и яснее мысль о необходимости человекообразной медицины, тем труднее она проникает в ответственные головы «государственных мужей» и пробивает себе путь. В этом, по словам Гоголя, и заключается «казус простоты». Работа врача «пишется» без черновиков. Ее нельзя редактировать, вычеркивая отдельные строки и исправлять опечатки. А ежедневный нравственный выбор доктора напоминает известную картину Васнецова, на которой врач, как некогда былинный богатырь, стоит на распутье перед камнем, на котором написано: «Направо пойдешь – потеряешь деньги. Налево – совесть». В предлагаемой читателю книге предпринимается скромная попытка проследить технологическую цепочку становления личности и мастерства врача, начиная со школьной скамьи и заканчивая этапом профессиональной зрелости. Эта работа возникла в результате изучения медицинской и образовательной практики на стыке ряда наук и направлена на усовершенствование той же практики. Положение не безнадежно, если вереница негативных тенденций в медицине и образовании не будет развиваться слишком быстро, если у нас хватит настойчивости вдуматься в происходящее и если вереница этих проблем не коснется потолка нашей инерции и безразличия.
Рассматриваемая проблема неподатливая — чистый гранит, но это-то и увлекает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *