Как будто стряхивая снег,
Вошли мои былые годы
И. Губерман
Предисловие
Неожиданно прошла большая часть жизни. Дни стали короче, а ночи длиннее. В эти «белые» ночи появилась возможность пристальнее вглядеться в прошлое и задуматься о смысле своей педагогической профессии.
Все чаще начинаешь возвращаться к своему педагогическому началу, когда впервые преодолел порог учебной аудитории и испытал ужас от тридцати пар глаз, вонзившихся в мою еще молодую неопытную педагогическую персону. Эта картина осталась в подсознании навсегда. Первым моим наставником был опытный профессор педагогики, ранее преподававший в одной из военных академий. Освоение азов учительского ремесла началось с погружения в труды классиков марксизма-ленинизма и педагогики, а затем — штудирования закономерностей, принципов и методов классической педагогики. Я с благодарностью вспоминаю то время, хотя с годами понял, что к усвоению педагогических истин шел не самой оптимальной траекторией. Что побудило меня взяться за эту книгу? Наверное, неудовлетворенность существующей технологией профессионального становления начинающих преподавателей, а также отсутствие практической литературы по этой проблеме, которая давала бы приближенное к реальной жизни объемное, а не упрощенно-плоскостное представление о сущности педагогического труда. Каждая профессия предполагает определенную совокупность знаний, умений и навыков, без которых нельзя быть не только специалистом-профессионалом, но даже порядочным ремесленником. И преподаватели не являются в этом смысле исключением. Не секрет, что человек творческой профессии в своем психофизическом единстве является целью и основным средством самосовершенствования. Поэтому, желая оптимизировать процесс становления профессионального мастерства начинающих преподавателей, необходимо вначале привести в желаемое состояние систему их профессионально-личностных качеств. Для этого должна быть усовершенствована как внутренняя (психическая), так и внешняя (физическая) ее стороны. Автор не претендует на бесспорность предлагаемого подхода и считает, что это лишь ориентационная система координат, которая в каждом конкретном случае будет накладываться на индивидуальный педагогический опыт отдельных преподавателей. Нельзя не согласиться с мнением великого театрального педагога К.С. Станиславского о том, что «между идеей, принципом, новой основой, как бы правильны они не были, и между их осуществлением — огромное расстояние. Чтобы приблизить их, необходимо много, долго работать над техникой нашего искусства, которая еще находится в первобытном состоянии». Книга предназначена начинающим преподавателям, которые причины своих педагогических неудач и поражений видят не столько в объективных трудностях нашего сегодняшнего бытия, сколько в уровне своей профессиональной компетентности. Несмотря на то, что моя фамилия значится на обложке книги, большая ее часть является заслугой моих коллег.